Характер износа протектора шин позволяет оценить исправность ходовой части автомобиля. Покрышки подвержены естественному износу из-за силы трения, возникающей при движении по твердому покрытию. С уменьшением высоты протектора ухудшается коэффициент сцепления шины с проезжей частью и снижается устойчивость против аквапланирования на влажной дороге. Неравномерный износ протектора проявляется следующими дефектами, которые можно определить визуально при осмотре колеса:
Главным показателем нарушения углов установки колес являются потертости боковых блоков, схожие с оперением птиц. Дефект определяется на ощупь, если провести пальцем по протектору. Блоки стираются таким образом, что низкие края закругляются, а высокие получаются острыми. Данный дефект на внутренней стороне резины позволяет сделать вывод об увеличенном расхождении колес, а на внешней стороне указывает на необходимость регулировки схождения. Также потребуется отрегулировать углы развала. Перед регулировочными операциями необходимо проверить шаровые опоры и подшипники колес.
На сильный износ или повреждение элементов подвески указывают образованные вокруг протектора волнистые провалы. Часто причиной складок являются неисправные амортизаторы и люфт в системе рулевого управления. Возникают подобные дефекты и при использовании несбалансированных колесных дисков. Детали подвески не смягчают удары от дорожных неровностей, поэтому вся нагрузка приходится на шины.
Неравномерность износа протектора наблюдается при неправильном давлении в шине. При постоянном повышенном давлении уменьшается пятно контакта с поверхностью дороги и усиленно изнашивается протектор по центру, поскольку на эту область прикладывается максимальная нагрузка. Если в покрышках слишком маленькое давление, то пятно контакта увеличивается и вся нагрузка приходится на края шины, вызывая усиленный износ.
В нормальном положении, колесо относительно дороги находится под углом 90°. Избыточный отрицательный угол развала-схождения приводит к наклону колеса внутрь и увеличению нагрузки на внутреннем краю шины. Причиной отклонения является износ втулок и пружины подвески, а также систематические перегрузки автомобиля.
Износ внешней стороны колеса возникает при избыточном положительном параметре развала-схождения. Положительный угол приводит к наклону колеса наружу и повышению нагрузки на внешний край. Также данный дефект появляется при прохождении на высокой скорости крутых виражей.
От состояния шин зависит безопасность маневрирования автомобилем, поэтому рекомендуется регулярно проверять степень и равномерность износа протектора покрышек. Специалисты СТО быстро определяют причины дефектов и предлагают варианты устранения проблем с помощью регулировочных операций после восстановления исправного состояния ходовой части.