Аквапланированием называется опасное, неуправляемое поведение автомобиля на проезжей части, возникающее по причине образования перед шинами водяного клина. Такое явление возникает на влажной из-за дождя или мокрого снега дороге. Опытные водители знают, какую опасность представляет и к каким последствиям приводит потеря управления транспортным средством. Главной причиной возникновения аквапланирования является высокая скорость движения и недостаточная глубина протектора покрышек.
Зависимость четкости управления автомобилем на мокром асфальте от остаточной глубины протектора неоднократно изучали специалисты авторитетных автомобильных изданий, результаты которых можно найти в интернете. Сравнительные тесты проводились с поочередной установкой на один автомобиль шин, отличающихся разной степенью износа. В ходе экспериментов выполнялись измерения траектории движения и тормозного пути транспортного средства.
Результаты теста шин, установленных на автомобиль с ABS, при движении по мокрой проезжей части показали следующий тормозной путь (торможение на скорости 60-70 км/ч):
При замерах тормозного пути на скорости 100 км/ч разница еще более существенная:
Мокрое асфальтированное или бетонное дорожное покрытие увеличивает тормозной путь, даже если на автомобиле установлен комплект новой зимней резины. Шины с минимально допустимым износом не позволяют обеспечить контролируемое управление транспортным средством на мокрой дороге. Последствия аквапланирования могут оказаться фатальными в условиях реальной дорожной обстановки. Только резина, остаточная глубина протектора которой составляет не менее 3 мм, обеспечивает адекватное управление машиной при соблюдении безопасного скоростного режима.
С целью контроля рабочего состояния резины производители предусматривают специальные индикаторы износа. Они выполнены в виде маркеров (цветных полос) нанесенных в нескольких местах шины. При износе протектора до критической величины на колесе проявляется полоса, свидетельствующая о необходимости замены покрышки. Маркеры-ограничители помогают водителям точно определить момент, когда резина не подлежит дальнейшему использованию.
В процессе эксплуатации автомобиля рекомендуется периодически контролировать износ шин. Для точности показателей используется специальный измеритель глубины протектора, предлагаемый автовладельцам в торговых точках. С его помощью можно контролировать равномерность износа покрышек с внутренней и наружной стороны, а также определить минимально допустимую глубину протектора.