С целью направления транспортного средства по заданной траектории, а также выполнения маневрирования в зависимости от обстановки на дороге, автомобиль оборудуется рулевым управлением. Для передачи на колеса и усиления вращающего момента, прикладываемого водителем, задействуется множество деталей. От исправности запчастей зависит безопасность эксплуатации машины.
Современные модели машин оснащаются технологичным рулевым управлением, которое, несмотря на надежность и длительный ресурс, подвергается естественному износу и поломкам. Для точной диагностики неисправностей нужно в совершенстве знать устройство, принцип функционирования и, какую функцию выполняет каждая деталь системы. Наиболее часто в конструкции автомобилей встречается реечное и червячное управление.
Система реечного типа более прогрессивная и отличается удобством при управлении авто. Конструкцией предусмотрено наличие в корпусе передачи, работающей по типу «шестерня-рейка». На валу, который совмещен с рулем, монтируется шестерня, находящаяся в зацеплении с рейкой. Если вращать руль, то рейка передвигается в горизонтальной плоскости. На ней зафиксированные тяги, которые перемещаясь, воздействуют на управляемые колеса. Преимущества данного механизма:
Механизм червячного типа можно встретить на моделях более ранних годов выпуска, а также на внедорожниках. Он включает следующие комплектующие: вал руля, передача усилия с руля на колеса по типу «червяк-ролик», рулевая сошка и картер. При вращении руля ролик движется по зубьям червяка, который поворачивает вал сошки. Преимущества механизма:
Усилие, прикладываемое водителем при повороте рулевого колеса, повышается благодаря использованию гидравлического, электронного или комбинированного усилителя руля. Если автомобиль движется по прямой дороге, то давление на рулевой механизм сбалансированное. При повороте руля в правой или левой магистрали давление увеличивается.
Поскольку состояние рулевого механизма влияет на безопасность, то крайне важно следить и заботиться о его состоянии. При существенном пробеге автомобиля необходима комплексная диагностика системы, предусматривающая проверку всех комплектующих. На первом этапе проверяется уровень жидкости в гидроусилителе, а также ее цвет и вязкость. Почерневшая рабочая жидкость указывает на износ шлангов или деталей насоса. Также при диагностике необходимо проверить:
Даже мелкие неполадки в системе влияют на четкость и безопасность управления автомобилем. Симптомы, по которым можно определить неисправности рулевой системы, а также связанные с ними проблемы, рассмотрим в следующей статье.